Сасыл-Сысыы - в это время, 100 лет назад
- Шилов Антон
- 15 февр. 2023 г.
- 2 мин. чтения
Обновлено: 4 апр. 2023 г.
Утром 15 февраля к Сасыл-Сысыы подошли основные силы белых. Однако они медлили с новыми атаками, предлагая красным сдаться, потому что Пепеляев перехватил донесение Строда, с упоминанием о больших потерях и решил, что красные накануне сдачи и что взять хорошо укрепившийся отряд без больших жертв он не сможет. Генерал счел нужным вступить в переговоры с отрядом И. Я. Строда и предложить сдаться без боя. Утром в 11 часов 15 минут генерал А. Н. Пепеляев передал пакет с ультиматумом: «Вы окружены со всех сторон сибирской добровольческой дружиной и повстанческими отрядами. Сопротивление бесполезно. Во избежание кровопролития, исключительно в интересах сохранения жизни красноармейцев, предлагаю сдаться. Гарантирую жизнь красноармейцам, командирам и коммунистам. Окончательный ответ должен быть к двенадцати часам дня».
Это предложение Пепеляева зачитали перед отрядом. Все были возмущены пепеляевским ультиматумом. Настроение бойцов было боевое, все готовы были драться до последнего патрона. И. Я. Строд, прежде чем ответить отказом вышел во двор осмотреть укрепления. Они были ненадёжны, и защищали только от фронтального огня, а с флангов и с тыла были почти открыты. Надо было в некоторых местах укрепить укрытия. Чтобы выиграть время, стродовцы пошли на хитрость: командир 1 роты Л. И. Павлов в своих воспоминаниях отметил: «У нас было достаточно боеприпасов. Об этом противник тоже знал и поэтому начал переговоры. Мы пошли на это, чтобы выиграть время, привести себя в порядок, перегруппировать силы». Стродовцы решили составить ответ Пепеляеву следующего содержания: «Ваше предложение о сдаче вверенного участка получил в 11 часов 15 минут. Ввиду громадной важности вопроса персонально решить не могу. Необходимо общее собрание. Прошу продлить срок до 16 часов». Для передачи этого письма выбрали Алексея Волкова – комвзвода и Василия Пожидаева – пулеметчика.
Генерал А. Н. Пепеляев посовещавшись с генералом Вишневским согласились. Начальник штаба полковник Леонов тут же написал ответ и передал Пепеляеву на подпись. В письме говорилось: «Продлить срок переговоров до 16 часов по нашему времени согласен. За это время боевых действий ни с одной стороны быть не должно».
Хитрость стродовцев удалась. Начали переделывать и уже к 15 часам 30 минутам посреди аласа успела возникнуть маленькая крепость – 100 шагов в длину и 30–40 шагов в ширину. Из разобранного амбара и трёх десятков срубленных деревьев красные устроили подобие засеки. Осажденным пришлось укрепляться тем, что было под рукой. А под рукой имелись балбахи – плиты замёрзшего навоза (якуты использовали его как удобрение) толщиной около 20 сантиметров. Четыре ряда таких плит, можно было пробить лишь сосредоточенным пулемётным огнём. Балбахи ставили по 4–5 штук в ряд, посыпали снегом и обливали водой. Так же подготовили ответ к пепеляевцам. В письме говорилось: «Обсудив всесторонне ваши предложение о сдаче, вверенный мне отряд пришел к следующему заключению: вы бросили вызов всей Советской Сибири и России. Ваша авантюра обречена. Отказываемся и предлагаем вам сложить оружие и сдаться на милость соввласти. Помните, что народ с нами, а не с генералами».
С ответом отправился Василий Пожидаев он и принес ответ генерала. В нем говорилось: «Переговоры считаю законченными. Открываю военные действия».
Comments